Главная \ О компании \ Статьи \ Грамотная планировка помещений офиса

Грамотная планировка помещений офиса

Приступая к ремонту офиса, в первую очередь необходимо тщательно продумать планировку помещений. Правильно спланированное офисное пространство сокращает время на выполнение рутинных операций, способствует повышению комфорта и росту производительности труда сотрудников, что в целом играет большую роль в развитии фирмы.

Существуют два основных типа планировки офиса – американский (открытый) и кабинетный (закрытый); также очень популярен смешанный вариант, соединяющий черты обоих стилей.

Американский, или открытый стиль организации офисов (open space) предполагает размещение сотрудников компании в одном большом помещении, пространство которого может быть разделено стеклянными перегородками или сплошными перегородками ниже человеческого роста. Такая организация офиса позволяет сотрудникам ощущать себя неотъемлемой частью большого коллектива, перекрестное внимание стимулирует к постоянной занятости, стремлению "быть не хуже других", обмену опытом, быстрому решению возникающих вопросов, поддержанию общей деловой атмосферы. Такие офисы характерны для компаний с расширенными отделами  сбыта. Руководители подразделений при этом постоянно держат в поле зрения всех подчиненных, оценивая их трудолюбие и способности. При тесном контакте у сотрудников успешнее решаются задачи взаимодействия и ответственности за результаты общего труда. Количество персонала в офисах такого типа может быть значительным, например, в период расцвета ООО "Парнас" в офисе продаж располагалось одновременно более 60 сотрудников. Результаты работы этой команды были не менее впечатляющими, Парнас резко занял лидирующее место в области мясной промышленности (впоследствии владельцы бизнеса изменили свои планы и сократили производство, но это уже другая история). Однако помимо несомненных плюсов, открытая планировка офиса имеет свои недостатки. Часто сотрудники российских компаний, привыкшие к "кабинетному" стилю, чувствуют себя некомфортно, работая "на глазах" у всего коллектива. К тому же в таких условиях бывает сложно сосредоточиться – шум от присутствия большого количества людей, трели телефонных звонков постоянно отвлекают тех, чья деятельность требует концентрации внимания и применения аналитических навыков.

При кабинетном стиле планировки офисных помещений сотрудники располагаются в отдельных кабинетах, обычно по нескольку человек, согласно исполняемым обязанностям. Каждый отдел может занимать отдельное помещение. Такое размещение характерно для организаций, не требующих "мозговых атак", командной работы и интенсификации труда. Например, для компаний по разработке программного обеспечения, по оказанию прямых услуг (медицинских, консультационных и т.п.) закрытая планировка более обоснована. Работа в закрытом помещении способствует развитию индивидуальных способностей творческих личностей, однако замедляет "врастание" в обстановку вновь принятых сотрудников и замедляет формирование коллектива.

Понимание плюсов и минусов рассмотренных типов офисов позволяет руководителям выбирать оптимальный тип на этапе ремонта, исходя из решаемых задач. Следует иметь в виду, что ремонт офисных помещений в американском стиле предусматривает разработку дизайн-проекта, т.к. требует точных расчетов и чертежей. Однако грамотная планировка сама по себе не способна создать оптимальные условия для работы фирмы без учета других составляющих современного офиса – хорошего технического оснащения,  правильного освещения, температурного и влажностного режима, приятного оформления интерьера, наличия подсобных помещений и т.п. Эти и другие моменты мы рассмотрим в следующих статьях.